Прогноз развития кадрового рынка фармотрасли

Ещё около пяти лет кадровый рынок фармотрасли будет испытывать серьёзный голод 

Кадровый голод

Большинство руководителей компаний, в том числе и в тех отраслях, которые показали определённый рост в этом году, уверены, что экономическая ситуация остаётся сложной. Этот факт в их понимании приравнивается к отсутствию необходимости индексировать заработную плату сотрудникам. Однако итоги традиционного обзора зарплат кадрового центра «ЮНИТИ» говорят о том, что в каждой отрасли найдётся исключение из этого правила и, как правило, не одно. На любом рынке есть дефицитные специалисты, и чтобы удержать их, работодателю придётся обеспечивать конкурентоспособный уровень заработных плат.

Маргарита Удовенко, руководитель группы подбора кадрового центра «ЮНИТИ» (направление Pharma&Medicine), прогнозирует, что ещё около пяти лет кадровый рынок будет испытывать серьёзный голод.

Среди остродефицитных – специалисты фармацевтических предприятий (технологи, инженеры), эксперты по клиническим исследованиям и инженеры-аппликаторы. Одними из самых востребованных специалистов на фармацевтическом рынке сегодня являются продакт-менеджеры. Повышенный спрос привёл к росту зарплаты, хотя и не очень большому (около 10%). Фиксированная часть дохода специалиста, которая в прошлом году находилась в пределах  70-110 тыс. руб., в 2012-м составляет от 80 до 120 тыс. руб. «При этом предложение зависит от компетенций специалиста. Так, на позиции продакт-менеджера безрецептурных препаратов работодатели хотят видеть специалиста с высшим маркетинговым образованием, – поясняете Маргарита Удовенко. – Но в случае со сложными рецептурными препаратами наличие высшего медицинского либо фармацевтического образования является обязательным требованием».

По данным исследования «ЮНИТИ», зарплата продакт-менеджера в компаниях, специализирующихся на медицинском оборудовании, выше, чем в фармацевтике. Но за последний год она сильно не изменилась, лишь нижняя граница поднялась с 80 000 до 85 000 руб., верхняя по-прежнему – 120 000 руб. Однако сложнее всего компаниям искать управленцев, в том числе топ-менеджеров. Их компании продолжают подбирать через активный хантинг, среди тех, кто успешно работает в других организациях. «Удачные (равно как и неудачные) движения компании заметны конкурентам, что обосновывает и «прицельный» поиск топ-менеджеров, – рассказывает Маргарита Удовенко. – Компенсационный пакет для этих кандидатов полностью является предметом торга. Обычно на основании открытых источников работодатель определяет базовую цифру, которая меняется в процессе переговоров с интересующей персоной. Также большое значение имеет переменная часть – бонус, выплачиваемый работодателем по достижении управленцем поставленных целей».

Хантинг провоцирует рост зарплат. Так, базовый оклад генеральных директоров в фармацевтике на конец 2011 года находился в диапазоне 200-300 тыс. руб., сейчас торг начинается с 250 тыс. руб., а верхняя планка уже находится на уровне 500 тыс. руб. Схожая ситуация сложилась и для коммерческих директоров: границы 2011 года (150-250 тыс. руб.) сдвинулись до 200-400 тыс. руб.

Ещё один сложный для работодателей сферы Pharma&Medicine сектор – продажи. И без того непростую ситуацию с кадрами усугубил принятый в 2011 году закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».«После вступления закона в силу мы столкнулись с крайне пёстрой правоприменительной практикой, – комментирует ситуацию Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей. – Руководителям ЛПУ проще стало вовсе ограничить общение врачей и представителей фармкомпаний, чем ввести регламент». Работа продавцов медицинского оборудования (которые не могут отказаться от такого канала распространения продукции, как взаимодействие с врачами) сильно осложнилась. Свежих кадров на рынке стало появляться меньше, а за существующие началась усиленная конкуренция компаний.

Тем не менее, серьёзных изменений в уровне заработных плат медицинских представителей не произошло. По данным кадрового центра «ЮНИТИ» за 2012 год, фиксированная часть их заработка увеличилась примерно на 15%. Так, прошлой зимой зарплата в Москве составляла 30-60 тыс. руб. (25-45 тыс. руб. в регионах), а нынешней – 35-70 тыс. руб. (25-50 тыс. руб. в регионах). При этом нижний уровень соответствует предложению для кандидатов без опыта работы, верхний – для специалистов со стажем от 3-х лет.

А вот рост предложения для директоров по продажам уже более заметен. Если в 2011 году их оклад составлял 130-200 тыс. руб., то в 2012 году уже 180-300 тыс. руб.

Надо заметить, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» также повлиял на востребованность в отрасли профессионалов в области маркетинга, работающих на рынке фармацевтических товаров и оборудования. Ужесточение законодательства в отрасли требует поиска новых путей продвижения, чего и ждут от специалистов, ориентируя поиск на высококвалифицированных кандидатов.

Татьяна Баева, редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ»